andrey_kuptsov (andrey_kuptsov) wrote,
andrey_kuptsov
andrey_kuptsov

Categories:

Краткая история Русской Инквизиции (часть 1-я)

12:35 19.04.2009
Краткая история Русской Инквизиции (часть 1-я)

 


                                                              КРАТКАЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ СВЯТОЙ ИНКВИЗИЦИИ.


 Как показывают архивные данные, Россия имела свою инквизицию и русская церковь не лучше хотя бы католической обращалась с теми, кого она считала преступником. Подобно католической инквизиции, русская инквизиция интересовалась не только религиозными делами, но и политическими. Связь церкви с государством была резко выражена в преследовании "вредно мыслящих".


Как в "политику", так и в сектантство уходили преимущественно те, кого больше других угнетала светская и духовная власть. В новой вере, как и в революции, — они думали найти выход из своего положения, а это делало их опасными с точки зрения господствовавших классов, полагавших, что "всякое инакомыслие и всякая ересь содержат в себе зародыши революции".


Православная церковь издавна требовала для еретиков и инакомыслящих "градского наказания, сиречь казни". Правда, это наказание обставлялось не так церковно-эффектно, как аутодафе, но, тем не менее, оно совершалось в древней Руси не так редко. Вспомним знаменитые сожжения раскольников и сектантов. Вообще то, “назидательное наказание пристрастное” в России надо бы изучать отдельно, но такое чтение было бы только для публики в системе “Садо-Мазо”. Ещё в 17-м веке, за богохульство и за “еретичество”, то есть отступление от учения казённой церкви, полагалась смертная казнь. А во время следствия применялись такие жесточайшие пытки, которые были страшнее любой казни.


Оскорбления духовенства во время богослужения каралось “Торговой казнью”: “А будет кто во время святыя литургии и в иное церковное пение, вшед в церковь божию, учнёт говорить непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепикопу, или архимандриту, или игумену, или любому священническому чину… и сыщется про то пряма, к тому безчинщику учинить торговую казнь”( Соборное Уложение Царя Алексея Михайловича 1649 года)


Торговая казнь заключалась в том, что осуждённого забивали кнутом “на торгу”- на рынке или площади. По словам Адама Олеария, посетившего Москву в 17-м веке, “После наказания кнутом, на спинах преступников остаётся если собрать всю, целой кожи не больше как на палец в ширину, и тогда эти несчастные более походят на скотину с которой ободрали шкуру, чем на людей”. Торговая казнь, это было узаконенное убийство, только без прямого указания на слово “смертиная”. Для забывших напомню, что слово “Казнь” означало понятие – Наказание, и казнь “смертная”, уже казнь в нашем современном понимании. Тут прямая аналогия с лицемерным обозначением убивства в католическо-инквизиторской системе. “Наказать без пролития крови”, в переводе с ЭСЭСовского,- сжечь живьём.(Адам Олеарий – “Описание путешествия в Московию, в Персию и обратно” Спб.1906 г)


Смертной казнью карали также за обращение православных в “бусурманскую” веру (это от ислама до буддизма и Вуду). Закон требовал и обращённого и того кто этому способствовал “Жечь огнём без всекого милосердия” (Соб\указ.)В 18 веке, за преступления против веры карали не менее сурово, но с поправкой на моду. Людей забивали шпицрутенами. Кстати, казнь применялась ко всем лицам от семи лет от роду. Кстати, в том же 18 веке, перед казнью за богохульство, раскалённым прутом прожигали язык. В конце 18 века, Катерина намбер ТУ, наконец то догадалась, освободить от телесных наказаний дворян, почётных граждан, и купцов первых и вторых гильдий. В 19 веке, при Николае № 1, прозванном “Палкиным” был издан “Свод Законов Российской Империи” (в 1835 и 1842 годах) За преступления против веры, кроме обычной тюрьмы и ссылки в монастырь, публичные наказания  кнутом (вы о нём уже читали,  и плетьми). Но теперь, к тем кого освободили от телесных наказаний были попы. В 1845 году  издано “Уложение о наказаниях уголовных и исправительных” по которому телесные наказания полагались за “преступления против веры”.


Но по ряду статей, можно было и бить дворянина. Том 15.Свод Законов. Уложение о наказаниях. Ст.178: “Кто в публичном месте, при собрании более или менее многолюдном дерзнёт с умыслом порицать христианскую веру или православную церковь или ругаться над священным писанием или святыми таинствами, тот подвергается лишению всех прав состояния и ссылке на каторжную работу на время от шести до восьми лет. Когда сие преступление учинено не в публичном месте (собрании), но однакож при свидетелях и с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, то виновный приговаривается к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение.


Чуть не забыл, просто так, с гордо поднятой головой пойти на каторгу не удастся. Или перед этапом, или уже на каторге, перед началом отсчёта срока, вас с усердием исполосуют. И при желании насмерть. До 99 ударов кнутом или плетью, могли выписать и представители местной администрации.(Свыше, уже по разрешению губернатора). А профессионалы, могли забить насмерть за  10-15 ударов. Мощный кнут при полной амплитуде с оттяжкой, не то что спокойно как бритвой резал кожу, и мышцы, но и ломал рёбра. А если попасть по животу, хвост кнута мог рассечь и стенки желудка.. Знает ли читатель, что тот самый, знаменитый щелчёк циркового шамберьера, или  кнута деревенского пастуха означает что хвост кнута перешёл звуковой барьер.


-Россия! Щедрая Душа! Православная!


У нас вообще как то, из попализства перед попами, как-то ханжески не вспоминали о том, что благообразие народное укреплялось царским кулаком.


 Цари московские, а потом императоры всероссийские, обрушивались на еретиков и инакомыслящих всей силой своего светского меча.


Указом 1685 г. при царевне Софье было предписано, по тюремном заточении "жечь в срубе за хулу на церковь и за возвращение в раскол после покаяния, казнить смертью за крещение православных и ссылать тайных раскольников-укрывателей". Политические течения в то время проявлялись в расколе и сектантстве. Последние, по выводам авторитетных исследователей раскола, — являлись политическим протестом, а не только религиозным. Особенно этот протест усилился при Петре I, когда действовала специальная "духовная инквизиция", посылавшая целые воинские команды на облавы сектантов, скрывавшихся в своих скитах по лесам и болотам; у пойманных вырывали ноздри. Затем их или жгли, или посылали в монастырские тюрьмы, или отправляли на каторгу. В 1681 году был сожжен протопоп Аввакум. В 1738 году был сожжен "флотокапитан лейтенант Возницын за отпадение от христианской веры и жид Ворох, за превращение оного капитана в жидовский закон".


Впоследствии, мало-по-малу, огненная казнь исчезает, но начинают действовать еще худшие способы насаждения "правых мыслей" — начинают наполняться монастырские тюрьмы, где "жизнь была хуже смерти". Полиция усердно помогает духовенству и духовенство усердно помогает полиции. Особенное внимание обращается на секты, отрицавшие присягу и воинскую повинность, или на сектантов, не признававших частную собственность. Тюрьмы монастырей наполнялись такими лицами. Особенно в этом отношении выделялась тюрьма Соловецкого монастыря, куда правительство предпочтительно ссылало религиозных и государственных "преступников", под общим названием "воров и бунтовщиков". Ссылали во многие монастыри, но Соловки были нечто…


 Тюремные монастыри.


Ссылка в Соловецкий монастырь практиковалась с половины XVI в., с царствования Иоанна Грозного. Тюрьмы монастыря были переполнены заключенными до XX века и не всегда могли вместить всех узников.


(Библиотека Соловецкого монастыря в 16 в. В кн.Археограграфический ежегодник 1970 г.М.1971.Билинец, С. Тьма и её слуги.К.1960.Вереш С.В.Со-ловки.”История СССР” М.1967. Иванов.А.И.Соловецкая монастырская тюрьма.Соловки.1927.)


Вероятно, поэтому со второй половины XVIII в., роль  основной монастырской тюрьмы начинает играть Спасо-Евфимиев монастырь в г. Суздале Владимирской губ. Это был один из очень старинных монастырей. Возник он одновременно с Троице-Сергиевой Лаврой. В былые времена он играл, как в большинстве монастырей, роль крепости, спасавшей от татарских набегов и польских нашествий (во время смуты). Характер крепости этот монастырь сохранил и после; он был хорошо укреплен, обнесен высокими и необыкновенно массивными стенами-башнями, обзавелся пушками, пищалями, бердышами, воинской броней. Местом ссылки он становится с 1766 года. Сохранился указ Екатерины II, где писалось: "сосланных из бывшей тайной канцелярии для исправления в уме в разные монастыри колодников, для лучшего за ними присмотра и сохранения их жизни, равно, чтобы от них какого, по безумию их, вреда кому учинено не было, свести из некоторых, стоящих в Московской губернии монастырей, в Спасо-Евфимиев монастырь, определяя для смотрения за ними воинскую команду от Суздальской провинциальной канцелярии.


Характерна при этом инструкция св. Синода на имя архимандрита Ефрема, где говорилось: "а как, де, в оном монастыре первенствующая власть мы, архимандрит, то оную команду поручаем в твое ведомство, при том тебе рекомендуем, чтобы вы со своей стороны употребляли к исправлению тех колодников всевозможные старания, ибо, де, через то вы можете себя оказать по званию своему к сохранению жизни человеческой полезным. О приеме же означенных колодников, так же, если и впредь таковые посылаемы будут в оный монастырь, и об отведении для их пребывания потребного числа покоев, так и о употреблении с сих безумных должного исправления их в уме попечения к тебе, архимандриту, из св. Синода истребовать послушного указу".


В Архивах монастыря хранится и инструкция обращения с колодниками, посланными в монастырскую тюрьму. Эта инструкция была сообщена обер-прокурором Синода, князем Вяземским, кроме архимандрита, также и Суздальскому воеводе, который, с своей стороны, должен был следить за применением ее. Она сравнительно велика и поэтому мы приведем ее содержание. Здесь рекомендовалось "содержать оных безумных в отведенных от архимандрита порожних двух или трех покоях. Иметь за ними присмотр такой, чтобы они себе и другим не могли учинить какого вреда, чего ради такого орудия, чем можно вред учинить, отнюдь бы при них не было, так и писать им не давать". В инструкции предусмотрено и такое обстоятельство, что заключенные не будут послушны; "буде же который из них стал сумасбродничать, то в таком  случае посадить такого одного в покой, не давая ему некоторое время пищи, а как усмирится, тогда можно свести попрежнему с другими. Кои же смирны и сумасбродство не делают, таких пускать для слушания божественного чтения в церковь, однако, под присмотром же караульных..., смотреть за ними, чтобы они с посторонними не вступали в непристойные разговоры, также не ушли бы из монастыря... буде же, который из них стал произносить что важно... то оного не слушать, а только что произносить будет, рапортовать воеводе". Вскоре после этого в Спасо-Ефимиевом монастыре стало устраиваться специальное "арестантское отделение" или тюрьма. Целый сектор монастыря, где помещалась эта тюрьма, был отделен особой массивной стеной и получил название "крепости".


 


(продолжение следует)


read more at Андрей_Купцов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments