andrey_kuptsov (andrey_kuptsov) wrote,
andrey_kuptsov
andrey_kuptsov

Categories:

Забытые истребители второй мировой войны

09:51 31.03.2009
Забытые истребители второй мировой войны

 


 Макаронники. Фирма Фиат кроме мотоциклов и малолитражек выпускала еропланы. И возьми да и сделай CR-32 "Чирри" (Ч. Розателли). Кто-то считал что это как бы лучший истребитель-биплан перед второй мировой.


 (699x485, 26Kb)


Движок у него был родной фиатовский, V-образный, 12-цилиндровый FIAT A-30 RA  600 л/с. Вес - 1325 кг . Взлётный.в.- 1865 кг. Потолок – 9 км. Скорость - 390 км/час


Советский И-15 весил 1400, американский истребитель-моноплан Боинг Р-26А - 1380, германский Мессершмитт Bf-109B-2 с тяжелым механизмом уборки шасси - 2 200, а состоявший на вооружении Испанской республики Ньюпор-Деляж NiuD-62 C1 - 1880 кг. По окончании испытаний CR-32 был сразу принят на вооружение в качестве основного истребителя Королевской Авиации Италии(RA) и был запущен в массовое производство.


Пальма первенства стала переходить к последним. В Великобритании тоже продолжили производство полуторапланов Глостер “Гладиатор” II ценой замедления развертывания крупносерийного производства перспективных монопланов Хаукер “Харрикейн” I, оснащенных мощным двигателем Роллс-Ройс “Мерлин II” и восемью пулеметами в крыльях. Так родился миф второй половины 30-х годов о живучести истребителей бипланной схемы и и ее неисчерпанных возможностях. Лишь нацистский рейхсмаршал Геринг принял поистине “соломоново решение” из-за скудности военного бюджета - снять с вооружения все истребители бипланной схемы и заказывать авиафирмам исключительно монопланы!


С появлением в испанском небе модернизированных И-16 типа 10, вооруженных 4 скорострельными пулеметами ШКАС нормального калибра, Розателли немедленно установил на CR-32 два дополнительных пулемета на нижних плоскостях. Он получил наименование CR-32bis.


  (699x486, 60Kb)


Летные качества остались в общем прежними, хотя в интересах улучшения остойчивости ему пришлось увеличить площадь киля и стабилизаторов. Огонь модифицированных “фиатов” на дальности 400 м буквально разрезал самолет противника! Советские же добровольцы уверенно поражали самолеты националистических ВВС только с расстояния 200 м.


Судьбу самолета Розателли решил случай. Советский асс Сергей Грицевец в 1938 году в одном получасовом бою на И-16 (тип 10)


 (462x177, 15Kb)


 


 


 


 


 


сумел сбить 7 неприятельских самолетов, из которых было пять "фиатов" благодаря подлинному таланту летчика-истребителя. Это произошло на глазах ошеломленных представителей лондонского Комитета по невмешательству. 8июня английская “Дейли Ньюс” вышла под крупным заголовком “Русский летчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости, впервые за всю историю военной авиации уничтоживший в одном бою 7 самолетов!” Корреспонденты, разумеется, не знали, что из этого полета он возвратился на самолете практически без элеронов и с наполовину срезанным огнем CR-32bis правым крылом, а при отражении атак неприятельских истребителей прикрывался как своеобразным щитом радиальным двигателем воздушного охлаждения М-25. За этот бой летчик был заслуженно удостоен звания Героя Советского Союза и высшего ордена Испанской Республики. Триумф Грицевца был скорее свидетельством выдающихся способностей пилота, прекрасно владевшего техникой пилотирования и культурой воздушного боя, нежели доказательством морального старения конструкции CR-32.


В Италии это произвело гнетущее впечатление. Хотя на заводах“Фиат” в Турине уже проходил испытания оснащенный двумя 20-мм авиационными пушками Маузер СR-32ter, дуче Бенито Муссолини распорядился снять с вооружения Королевских ВВС знаменитый истребитель Розателли. К октябрю 1939 года их было выпущено уже 1212, из которых в варианте CR-32bis - 500 штук. Не попавшие в Испанию машины должны по распоряжению правительства были быть проданы заинтересованным странам, или переводились для несения патрульно-тактической службы в Абиссинию, Ливию и Албанию при условии их довооружения пушками, то есть в варианте CR-32ter.


 


На смену обреченному на короткую, но славную жизнь в итальянской авиации CR-32 пришел последний истребитель этой неповторимой схемы CR-42 “Фалько” (итал. “Falco” -"Сокол") , оснащенный на сей раз двигателем воздушного охлаждения и двумя синхронными пулеметами калибра 7,7 мм (слева) и 12,7 мм (справа) над двигателем, и 1 пушкой Маузер MG 151/20 и 1 пулеметом Бреда-SAFAT 12,7 мм на нижних крыльях.


 


  (699x396, 37Kb)


 


 Китайский генераллисумус Чан Кайши закупил все предложенные на экспорт 150 CR-32 и CR-32bis, которые, разумеется, не могли сыграть решающей роли в боях c более многочисленной авиацией Императорской армии Японии, но создали определенную проблему для ее бомбардировщиков и истребителей с точки зрения реалистичной оценки самолетного парка Страны Восходящего Солнца. Истребитель ВВС Кавасаки. 92, или "тип 92", представлял собой приспособленный к возможностям относительно слабой японской авиационной промышленности германским инженером Рихардом Фогтом цельнодеревянный самолет-полутораплан Хейнкель D-37D-1 1929 года, который по всем параметрам не мог соперничать с CR-32. Пришлось временно заимствовать у ВМС флота часть палубных истребителей А5М, пока развертывалось производство новых армейских самолетов этого класса Накадзима Кi-27.


Парадокс истории заключался в том, что одновременно с воздушными боями в Испании, где советские и итальянские истребители были противниками, в Китае они воевали вместе! CR-32 в условиях временного снижения активности японской авиации чаще использовались для штурмовых действий под прикрытием советских И-16, английских “Гладиаторов” и американских Кертисс Н-75 “Хоков” . До появления японского палубного истребителя типа "96" (Мицубиси А5М1) CR-32 и CR-32bis вкупе с советскими истребителями стали хозяевами китайского неба.


Модернизированные истребители Н. Н. Поликарпова И-15бис (И-152) со спрямленным верхним крылом и вооруженные четырьмя синхронными пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм, собранными в батарею, не уступали уже детищу Розателли,


 


 


 


 (600x340, 33Kb)


а по горизонтальной маневренности превосходили его, выполняя крутой вираж за 8 секунд. Китайцы называли их “чижами” за исключительную маневренность. В результате Чан Кайши разместил большинство заказов на истребители в Советском Союзе, отказавшись от аналогичного торгового соглашения с Италией вопреки желаниям иностранных добровольцев и китайских летчиков, полюбивших свои “фиаты” . Грандиозный заказ на 1880 истребителей И-15бис был выполнен только к ноябрю 1941 года, но в ВВС Гоминдана они все не попали - часть из них была направлена в район р. Халхин-Гол, где с мая по сентябрь 1939 г. происходила локальная война между СССР и МНР с одной стороны и Японией и Манчьжоу-Го - с другой, а оставшаяся часть приняла участие в воздушных боях начала Великой Отечественной войны. Новые японские фронтовые истребители Накадзима Ki-27 теперь сравнительно легко завоевали превосходство в воздухе еще и потому, что СССР отозвал своих летчиков из Китая, а Италия, связанная обязательствами по Антикоминтерновскому пакту, была вовлечена в “битву за Британию” и оказалась вынужденной прекратить поставки запасных частей к своим самолетам китайскому правительству. Англичане из Бирмы срочно перегнали все бывшие там “Гладиаторы” I и II типов правительству Нанкина, а США - прислали дополнительные самолеты в авиационное крыло” Летающие тигры” генерала Ченнолта. Тот потребовал вооружения своего авиакрыла самыми маневренными американскими истребителями Р-36 и Р-40В, чтобы противостоять вертким Накадзима Ki-27. Все“фиаты” погибли на аэродромах и в воздушных боях с противником. С отъездом советских летчиков на Родину именно они в период модернизации гоминдановских ВВС английскими и американскими истребителями защищали небо Китая.


В самой Италии же из числа оставшихся здесь CR-32bis комплектовались акробатические группы для показа воздушных эволюций на многочисленных парадах. Наиболее известной стала эскадрилья “Паттуле Акробатике” (“Pattuglie Acrobatiche” ) , показательных выступлений которой с нетерпением ожидали все простые итальянцы. Даже Гитлер завидовал Муссолини, наблюдая захватывающие пируэты CR-32bis над Колизеем.


К началу второй мировой войны в Королевских ВВС Италии осталось 177 CR-32ter, которые применялись в основном как штурмовики против английских бронеавтомобилей в Греции, где, впрочем, успешно соперничали и с “Гладиаторами” II, и c польскими PZL P-24, составлявшими основу греческой истребительной авиации, и Северной Африке в 1940-1941 годах. Даже в начале 1943 года их отдельные звенья еще использовались как ночные легкие бомбардировщики и отличались черной матовой окраской. Как правило, теперь они становились легкой добычей истребителей союзников благодаря их радиолокационному наведению.


После завершения гражданской войны в Испании производимые по лицензии HA-132-L (СR-32bis) стали экспортироваться правительством Франко в Аргентину, Венгрию, Парагвай и Венесуэлу, где состояли на вооружении до начала пятидесятых годов.


Модификация CR-32quater была выпущена всего в нескольких десятках экземпляров и осталась экспериментальной малой серией. Поскольку вопрос о снятии самолета с производства в Италии был решен, “четверка” использовалась для проверки эффективности различных вариантов вооружения, как казалось Розателли, перспективного полутораплана CR-42: ставились 2 синхронных пулемета различного калибра или крыльевые батареи по 4 пулемета 7,7 мм на каждой плоскости по типу новейшего Хаукер “Харрикейн” -II, или по 2 авиационных пушки. О ее боевом использовании практически ничего не известно, так как внешне самолеты были очень похожи.


Самолет CR-32 явил собой самый совершенный истребитель-полутораплан между двумя мировыми войнами. По боевому “долгожительству” он практически не имеет аналогов. Во франкистской Испании только “Чирри” и советские монопланы И-16 типа 10 строились серийно и оставались в строю в качестве учебно-тренировочных и пилотажных самолетов до 1954 года!


 


 


 


 


 


 


read more at Андрей_Купцов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments